Лев Шлосберг: Десталинизация России не состоялась
В начале 1990-х новые российские власти упустили исторический момент для десталинизации. Новой демократической России был жизненно необходим свой Нюрнбергский процесс по «делу Сталина»: с показаниями свидетелей, документами, государственными обвинителями и обвиняемыми, решением Верховного Суда.
Это публичное дело могло потрясти общество до основания, но именно оно могло стать началом осознания античеловеческой сути сталинщины. После этого должно было прийти покаяние, без которого никакое общество не может избавиться от чумы человеконенавистничества. Тенгиз Абуладзе в 1984 (!) году снял своё гениальное «Покаяние», но пророчество художника осталось в культуре, так и не придя в политику.
Миф Сталина пережил государственную реформу, вирус Сталина остался жить в Российском государстве и ждать своего часа.
Владимир Путин стал президентом России в том числе потому, что не состоялось десталинизации. Путин сам вырос на коктейле «Ленина-Сталина», им взращен и напоен. Куда ему без Сталина? Сталин в плоти и крови его.
Что такое оправдание Сталина по существу?
Это оправдание человеческих жертв ради удержания власти, оправдание человеческих жертв ради сокрытия военных преступлений, оправдание человеческих жертв ради «экономического прорыва», оправдание человеческих жертв государству в любой ситуации, когда государству (власти) это необходимо, отрицание прав и свобод человека, прав личности, прав гражданина перед государством.
Оправдание Сталина – это обоснование абсолютного ничтожества человеческой жизни. Искушение Сталиным не минует ни одного властителя, мечтающего об абсолютной власти.
Миф Сталина выгоден любому авторитарному и тем более тоталитарному государству. Он всегда оправдывает государство в его жестокости по отношению к человеку. Оправдывает государственную несправедливость и государственную подлость.
Но естественными чувствами человека являются справедливость и сострадание, неприятие жестокости и несправедливости.
Протест против жестокости и несправедливости государства может принимать самые причудливые формы: и в России, пережившей в начале 1990-х по существу антиреформы, в умах и сознании людей, не знающих исторической правды, этот протест стал надевать маску Сталина.
Миф о Сталине – это прямое следствие несправедливости и беззакония государства в отношении человека.
«Сталина на вас нет!», – грозят оскорбленные люди сталинским мифом обнаглевшим до беспредела чиновникам. Сталкиваясь с озверевшим государством, каждые 4 рубля из 10 тратящим на насилие, не видящие никакого просвета люди желают проворовавшимся и бесчеловечным начальникам сталинской кары. А чем им ещё грозить, что им ещё желать в отсутствии защиты в суде, прокуратуре, полиции?
Круг замкнулся. Униженные и оскорбленные государством люди не видят ни в истории, ни в современности другого способа восстановления справедливости, кроме как месть виновным через государственное насилие и беззаконие.
В «мечтах о Сталине» воплощается, материализуется варварский государственный миф о Сталине. Палач вызывает к жизни новые жертвы. Общество, выросшее в насилии, ищет идеалы в насильниках и продолжает традиции насилия.
Миф о Сталине оказался в равной степени необходим и государству политического насилия, и униженному этим государством человеку.
Десталинизация – это приведение государства в политическую чистоту, политическая дезинфекция.
Ни одна из ступеней этого пути не может быть пропущена. Суд. Покаяние. Освобождение. Пока этот путь не будет пройден, Сталин, уничтожавший все народы и укравший у них время жизни, останется для десятков миллионов людей, потомков погибших, «вождем всех времен и народов».